Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей.
Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье, в нищете — о достатке.
С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперёд.
Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звёзды.
Умение ставить разумные вопросы — признак ума и проницательности.
Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге, хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.
Красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы без всякого напряжения.
Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т. е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединяться.
Вежливость — украшение добродетели.
Весёлое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.
Кто не умеет сдерживать своей фантазии — тот фантазёр; у кого необузданная фантазия соединяется с идеями добра — тот энтузиаст; у кого беспорядочная фантазия — тот мечтатель.
Мы часто краснеем из за бесстыдства другого, который обвиняет нас в чем либо.
Все, что зовется благопристойностью, не более как красивая внешность.
Желание снискать почтение других за то, что совсем не составляет человеческого достоинства, — это тщеславие.
Высокомерный требует от других уважения, в котором он, со своей стороны, им отказывает.
Большое честолюбие издавна превращало благоразумных в безумцев.
Решительная отвага, проявленная плутом, в высшей степени опасна.
Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб.
Упрямство имеет только форму характера, но не его содержание.
Глупость — это недостаток, и против него нет лекарства.
Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей.
Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.
- О жизненной этике
- О женщинах и мужчинах
- О людях
- О воспитании
- О заблуждении и просвещении
- О жизни
- О мышлении
- О нравственности
- О свободе
- О вере
- О политике
- О прекрасном
- О совести
- О мудрости
- О себе
- О чувствах и рассудке
- О времени
- О философии
- О браке
- О зле и злых людях
- О долге
- О гениях и великих
- О познании
- О работе и отдыхе
- О войне
- Об обучении
- О разном
О жизненной этике
Относись к человеку всегда как к цели и никогда — как к средству.
Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать основой всеобщего законодательства.
Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.
Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений.
Склонность к удобствам в человеке хуже любого другого зла в жизни.
Sapere aude! — Имей мужество пользоваться собственным умом.
Ваши утверждения должны быть такими, чтобы вы могли согласиться со всеми вытекающими из них последствиями.
Быть опровергнутым — этого опасаться нечего; опасаться следует другого — быть непонятым.
Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.
Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены.
Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли потом жаловаться, что его раздавили?
О женщинах и мужчинах
Удел женщины — владычествовать, удел мужчины — царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.
Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины — сказать, что она безобразна.
Смех — дело мужское, слёзы — женское.
Мужчина ревнует, когда любит; женщина — даже когда не любит, потому что поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга её поклонников.
Женщины даже мужской пол делают более утончённым.
Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному.
Женщина не любит выдавать себя и поэтому не напивается. Она слаба и потому хитра.
Тот, кто первым назвал женщин прекрасным полом, хотел, быть может, сказать этим нечто лестное для них, но на самом деле выразил нечто большее.
Мудрость женщины — не мудрствование, а чувство.
О людях
Человек сам себе дает себя.
Деятельность есть наше определение.
Из такого кривого полена, как человек, ничего прямого не выстругаешь.
Автономия — есть основание достоинства человека и всякого разумного существа.
В ряду целей человек есть цель сама по себе, то есть никогда и никем (даже Богом) не может быть использован, как средство.
О человеке, как моральном существе, уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинять всю природу.
Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.
Люди бы бежали друг от друга, если бы видели один другого в полнейшей откровенности.
Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все — не есть все.
Отнимите у человека надежду и сон, и он будет несчастнейшим существом на свете.
О воспитании
В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы.
Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека.
Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого.
Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.
Если наказывать ребёнка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя — как на жертвы раздражения другого лица.
О заблуждении и просвещении
Заблуждение — незаметное влияние чувственности на рассудок.
Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.
Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть.
Смерть догмы это рождение реальности.
О жизни
Две вещи наполняют душу всегда новыми и все более сильными удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век просвещения.
Любовь к жизни — это значит любовь к правде.
Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни.
О мышлении
Разум есть способность видеть связь общего с частным.
Мыслить — значит говорить с самим собой, слышать самого себя.
Думать — это не развлечение, а обязанность.
Ум человеческий создан так, что он может себе представить целесообразность, лишь как действие разумной воли.
О нравственности
Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия.
Значение нравственного закона до такой степени обширно, что он имеет силу не только для людей, но и для всех разумных существ вообще.
Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья
Нравственность должна лежать в характере.
О свободе
Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
Человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону.
Чем больше привычек, тем меньше свободы.
Свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, — это одно и то же.
О вере
В истинной вере важно не то, чтобы хорошо рассуждать о Боге, о душе, о том, что было и что будет, а важно одно: твердо знать, что в этой жизни должно и чего не должно делать.
Царство Божие придёт к нам только тогда, когда церковная вера с чудесами, таинствами и обрядами заменится верой разумной, без чудес, таинств и обрядов. Время это приближается. Вера эта ещё в зародыше. Но зародыш не может не разрастаться.
Существование Библии является наибольшим, наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо испытало.
Своим содержанием Библия сама свидетельствует о своем Божественном происхождении. Она открывает нам в величии и выполнении плана спасения весь ужас нашей греховности, всю глубину нашего падения…
О политике
Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и управление другого государства.
Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно сохраняется основа новой войны.
Из всех сил, подчинённых государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру.
О прекрасном
Прекрасное — это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.
Прекрасно то, что нравится независимо от смысла.
Прекрасное — это символ морального добра.
О совести
Совесть есть сознание внутреннего судилища в человеке.
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.
Мочеиспускание — единственное из удовольствий, после которого не мучают угрызения совести.
О мудрости
Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.
Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени.
Мудрый может менять мнение; глупец — никогда.
О себе
Я испытываю всю жажду познания, беспокойное стремление влечёт меня всё вперёд и вперёд, и каждый успех на этом поприще даёт мне радость.
Мне пришлось потеснить знание, чтобы освободить место вере.
Библия — самое ценное сокровище, без которого я был бы в жалком положении. Все прочитанные мною книги не дали мне того утешения, какое дало Слово Божье в Библии: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» (Пс. 22,4).
О чувствах и рассудке
Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить.
Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему; красноречие — дело рассудка, которое оживляется чувством.
Принципы представляют собой не только умозрительное правило, но и осознанное чувство.
Советуем цитаты — Карла Маркса.
О времени
Идея времени не возникает из чувств, а предполагается ими. В самом деле, только посредством идеи времени можно представить себе, бывает ли то, что действует на чувства, одновременным или последовательным; последовательность не порождает понятия времени, а только указывает на него. Дело в том, что я не понимаю, что обозначает слово после, если ему уже не предшествует понятие времени. Ведь происходящее одно после другого есть то, что существует в разное время, так же как существовать совместно — значит существовать в одно и то же время.
Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. В самом деле, время не может быть определением внешних явлений: оно не принадлежит ни к внешнему виду, ни к положению и т.п.; напротив, оно определяет отношение представлений в нашем внутреннем состоянии.
О философии
Философствовать же можно научиться лишь благодаря упражнениям и самостоятельному применению разума. Истинный философ как самостоятельный мыслитель должен применять свой разум свободно и оригинально, а не рабски и подражательно.
Если и существует наука, действительно нужная человеку, то это философия, которая учит, как подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться тому, каким быть, чтобы быть человеком.
О браке
Тот, кто женится — поступает хорошо. Тот, кто не женится — поступает мудро.
В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность.
Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.
О зле и злых людях
То, чему мы стремимся оказать сопротивление, есть зло, и, если мы находим наши силы недостаточными для этого, оно предмет страха.
Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остается наедине со злодеем.
О долге
Долг — это уважение к праву другого.
Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.
О гениях и великих
Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться.
Великие люди блестят лишь на расстоянии, и князь много теряет в глазах своего лакея. Это происходит оттого, что великих людей нет.
О познании
Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины.
Чтобы видеть, надо знать. Как мы мыслим, так мы и видим, так и чувствуем.
О работе и отдыхе
Работа — лучший способ наслаждаться жизнью.
Одна из несомненных и чистых радостей — отдых после труда.
О войне
Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает.
Дух торговли, который рано или поздно овладевает каждым народом, — вот что несовместимо с войной.
Об обучении
Не мыслям надобно учить, а мыслить.
Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.
О разном
Цветы — это свободная красота в природе.
Два человеческих изобретения, можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать.
Счастье есть идеал не разума, а воображения.
Юмор — талант произвольно приходить в хорошее расположение духа.
Страдание – это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нем мы чувствуем нашу жизнь; без него наступило бы состояние безжизненности.
Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжёлые годы, поскольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже — свободу.
Характер состоит в способности действовать согласно принципам.
Когда справедливость исчезнет, то не остаётся ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.
Глубокое одиночество возвышенно, но оно чем-то устрашает.
В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.
Даже если ложь никому не приносит вреда, ее нельзя считать невинной.
Некоторые книги были бы гораздо более ясными, если бы их не старались делать столь ясными.
Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.